«Выигрывает — команда, проигрывает — тренер»

В нашем дружном сообществе карпятников зачастую можно услышать споры о том, что для успешного выступления на соревнованиях нужен грамотный тренер. Но вот никто не говорит, где этого грамотного тренера взять, или хотя бы где учат таких тренеров? Где их искать? И вообще, почему именно тренер нужен для спортсмена-рыболова, в чем заключается его задача и суть его работы? Кроме того, все уверены, что тренер должен обладать какими-то особыми качествами педагога, наставника и человека, который может принять даже не очень популярное решение, не обращая внимания на возможную негативную оценку своих действий и даже публичное обсуждение оных. Подобные вопросы становятся еще более актуальными, когда речь заходит о национальных сборных командах. Есть немало сторонников той мысли, что тренер вовсе и не нужен, ведь для того, чтобы рыболовы неукоснительно слушались тренера, он должен иметь огромнейший авторитет и уважение,  а найти таких людей даже днём с огнём не просто. А если вспомнить, что добрая половина наших спортсменов “сами себе на уме”, и прислушиваться к чьему-то мнению, а тем более, неукоснительно выполнять чьи-то установки, не намерены в принципе, то тренерский вопрос можно смело отнести к архисложным.  Звучат мнения о том, что тренерами должны быть опытные рыболовы, мол, они уж точно знают, как поймать рыбу даже в самых сложных условиях. Возможно, они знают, как её поймать, и это, несомненно, ценные знания, но зачастую эти, безусловно, превосходные рыболовы, далеки от понимания того, как выигрывать соревнования, да и вообще, далеки от рыболовного спорта как такового. Да и научить ловить рыбу другого человека тоже нужно уметь. В общем, тренерский вопрос далеко не так прост, как может показаться с первого взгляда, и я постараюсь порассуждать на эту тему.

Во-первых, нужно рассмотреть вопрос о главном — о миссии тренера. Вести спор о целесообразности тренера в команде или паре спортсменов-рыболовов бессмысленно. Уверен, что ни одному спортсмену, спортивной паре или команде не помешает свежий, не замыленный видами из сектора взгляд со стороны, да и пословица о преимуществе двух голов над одной придумана была неспроста. Весь вопрос лишь в том, чтобы сам тренер чётко понимал свою миссию, а спортсмены были готовы его слушать и доверять ему. Вообще, я вижу роль тренера в рыболовном спорте в двух основных ипостасях – учитель и аналитик-консультант, использующий свой банк данных и мировые тенденции в дисциплине, как сейчас принято говорить. Сначала он нас учит вязать, смешивать, бросать, подбирать, диповать, подсекать, вываживать, искать и т.д. Потом помогает нам на турнирах принять правильные решения в зависимости от происходящего, предлагая нам качественный анализ ситуации, то есть думать, и простое обучение все больше отходит на второй план. С течением времени тренер все меньше остается учителем, и все больше становится партнером-консультантом для спортсменов. Совершенно несуразно выглядит тренер, который учит маркироваться или вязать поводки, например, спортсменов национальной сборной команды, да еще и делает это во время мирового первенства. Это аналогично тому, что в футбольную команду, выступающую в высшей лиге своей страны, пришел бы тренер, который стал учить игроков технике обводки и удару “сухой лист” вместо того, чтобы тактически готовиться к предстоящим матчам. Не стоит забывать, что тренер – это еще и сильный стимулирующий фактор, который иногда просто своим присутствием или даже тем, что он просто есть у команды, может заставить спортсменов работать в секторе еще лучше и усердней или вообще заставить их что-то делать, ведь ситуации и люди бывают разные. Здесь я могу привести один пример. Я занимаюсь спортом, сколько себя помню. Примерно с семи лет я увлеченно занимался легкой атлетикой, восточными единоборствами, боксом, “железом”, потом опять боксом, потом опять “железом”. Максимальный перерыв между занятиями спортом на протяжении вот уже 29 лет у меня не длился более шести месяцев, другими словами, я практически не прекращал заниматься спортом первого класса советской среднеобразовательной школы. И вот четыре года назад я купил себе абонемент в новый фитнесс-клуб, где мне не навязчиво предложили воспользоваться услугами тренера. Сначала я было отказался, объективно полагая, что тренер меня не научит ничему новому, а некоторых из них, я могу и сам потренировать. Но со временем я изменил свое мнение и нанял тренера, потому как я понял, для чего мне он нужен. Наличие тренера – это серьезнейший мотивационный фактор не только для регулярного посещения тренировок, но и для качественного выполнения всех запланированных упражнений. Другими словами, как бы мы ни осознавали необходимость тех или иных действий, нам нужен кто-то, кто будет нас заставлять и стыдить, когда мы себя начинаем жалеть. То же самое и в спортивной рыбалке, и быть может этот фактор в рыболовном спорте еще более важен и актуален. Тренер в секторе может серьезно улучшить эмоциональное состояние и придать энергии спортсменам, воодушевив их на дальнейшую борьбу, когда сил и надежд уже нет, руки опустились вместе со спортсменам на уютные раскладушки. Тренер — мотиватор, тренер — контролер, тренер — совесть. В общем, миссия тренера несомненно важна для спортсменов любого уровня подготовки, и по-моему, это не требует дополнительной аргументации.

В-вторых, попробуем разобрать вопросы взаимодействия между тренером и спортсменами и подробнее остановиться на некоторых вариантах. Сразу оговоримся, что, обсуждая эту тему, мы не берем в расчет те ситуации, когда в подобных отношениях присутствует личностный антагонизм. Это касается не только взаимодействия в рамках национальных сборных команд разных стран, но и в частных тренировочных процессах. Конечно, в тренерском ремесле, а вернее, в вариантах сотрудничества и принятия окончательных решений, может быть сколько угодно форм сотрудничества между спортсменами и тренером. Это может быть и так называемый “армейский вариант”, где всё и вся решает тренер, а спортсмены четко и дисциплинированно выполняют поставленные задачи. Спортивная психология называет это авторитарным стилем тренерской работы. В качестве примера можем привести современную английскую сборную по ловле карпа. Это достаточно популярный и действенный вариант, который правда требует соблюдения образцовой дисциплины от спортсменов, и доверительных отношений с тренером, чтобы не получалось так, что спортсмены тут же прекращают выполнять тренерские установки, как только всевидящий глаз тренера на мгновение теряет бдительность. Сложность применения этого варианта обусловлена еще и тем, что в нашей не самой дешевой дисциплине рыболовного спорта чаще встречаются люди уже состоявшиеся и чего-то добившиеся не только в секторах для ловли карпа, но и имеющие собственные устоявшиеся взгляды на многие вещи – от отношений между людьми, до тайн мироздания. В таком случае нужно в первую очередь сохранить в себе спортсмена, и наплевав на собственное мнение или желание, подчиниться тренерским решениям, особенно тогда, когда вопрос касается представления интересов страны на международных соревнованиях. Главным недостатком такого варианта является то, что вполне может сложиться ситуация, когда тренер будет сам ловить рыбу и соревноваться руками спортсменов, даже не заходя в сектор. Но смогут ли спортсмены при такой системе отношений в будущем стать мастерами, учителями и тренерами – большой вопрос. Хотя для выполнения краткосрочной, но при этом достаточно серьезной задачи, этот вариант вполне пригоден, если тренер и спортсмены смогут согласиться со своими ролями, что в свою очередь показали успешные выступления команд Хорватии и Англии на прошедших чемпионатах мира.

Возможен вариант свободного диалога между спортсменами и тренером, когда окончательное решение по каким-то вопросам, а зачастую и выбор тактики ловли, принимается самими спортсменами, а тренер выполняет лишь функцию помощника. Всё та же спортивная психология называет такой стиль тренерского управления — демократическим, а самые свободных вариантах -либеральный, когда тренер практически удален от реальных дел и решений. В этом случае роль тренера нивелируется настолько, что впору говорить о наличии не тренера, а агента или группы агентов для обслуживания команды на турнире и помощи при выборе общей тактики ловли. Этот вариант имеет право на жизнь, но в случае его применения спортсмены теряют все те плюсы наличия тренера, о которых я писал в первой части статьи. Мне же больше импонирует такой вариант совместной работы, когда тренер и спортсмены заранее планируют общий план ловли, а по ходу самого турнира тренер производит четкий анализ происходящего на водоёме и корректирует действия спортсменов, находясь с ними в постоянном диалоге. Я бы назвал такой вариант работы совещательным или просто командным, хотя некоторые научные источники называют его смешанным — авторитарно-демократическим. По-моему, именно в таком компромиссном варианте можно учесть интересы и мнения как спортсменов, так и тренеров. В этом случае весь этот коллектив можно действительно назвать командой единомышленников. Ведь для принятия правильного решения даже самому великому тренеру не помешает знать мнение самих спортсменов, которые находятся в эпицентре событий. Думаю, при такой командной работе основная задача или миссия тренера – это координация действий спортсменов и всей команды, взгляд на их действия со стороны и, несомненно, анализ происходящего на водоёме и разработка общей стратегии и тактики ловли. Тренер должен убедить свою команду в правильности выбора той или иной стратегии и тактики ловли, для чего ему, возможно, придётся изыскать в себе способности дипломата и даже психолога. Команда должна верить в то, что она делает – это очень важно, и во многом этому способствует её лидер, которым, несомненно, должен быть тренер. Но это лидер среди равных, среди единомышленников, не претендующий на бесприкословную авторитарность, но в тупиковых ситуациях способный взять право принятия решения и ответственность на себя.

Идём дальше. Если говорить уже с чисто тактическо-технических позиций, то нельзя пропустить такой моменты, как, предтурнирная подготовка и разведка, сбор и анализ полученных данных, координация и обеспечение команды или пары необходимым информационным пространством на турнире, для того, чтобы она понимала что, где и когда происходит. Те, кто хоть раз бывал на мировых первенствах по ловле карпа прекрасно понимают о чем я сейчас пишу. Какими бы высококлассными мастерами не были спортсмены, на чемпионате мира, к примеру, команде будет невозможно показать хороший результат без четкой реализации общего плана, совокупности всех этих элементов, чётко и согласованно, в едином ключе, и основная роль в их выполнении лежит именно на тренере или тренерском штабе. Не будет тренера — центра, и каждый из участников команды, даже если сможет выполнить все перечисленные этапы и стадии самостоятельно, но не согласованно с другими участниками команды, то ничего не получится. Помните знаменитую русскую басню про оркестр? Вот-вот. Это про нас. Тренер в рыболовном спорте, особенно в командных его видах — это клей,  который связывает все элементы команды и превращает, сплавляет её, в единый монолитный кулак!

Возможно, кто-то найдет еще несколько вариаций на тему взаимоотношений тренера и спортсменов в карповой ловле, кто-то останется при своем мнении, что тренер – только лишнее звено между спортсменом и пьедесталом. Но мне бы очень хотелось, чтобы те, кто решат посотрудничать с тренером, и те, кто решат кого-то потренировать, меньше всего думали о собственной крутости и титулах, а концентрировались бы на задачах, которые ставятся перед командой. И все у вас получится!